Дальше жить

«Жизнь справедливее смерти,

в том и кроется её несокрушимая правда.

В это нужно обязательно верить,

чтобы дальше – жить».

 

Есть театры, которые один раз увидел на Март-контакте, полюбил и потом всегда ищешь их в афише следующего фестиваля. Так, в январе я увидела спектакль Наринэ Григорян «Моя семья в моём чемодане» (Ереванский театр кукол) в новой афише и сразу же забронировала себе билет. Поехала выкупать и только в очереди прочитала, о чём он будет. В этот момент я крепко задумалась - зачем мне туда идти?

 

Задумалась я потому, что у меня были ещё очень свежи эмоции от недавно прочитанной книги Наринэ Абгарян «Дальше жить». Почему я вдруг про книгу заговорила? И книга, и спектакль рассказывают про войну, Армению, человеческие судьбы - это всё личные реальные истории. Я ещё ни над одной книгой столько не плакала. После неё мне хотелось молчать. Но вот удивительный факт – в конце осталось очень много света внутри и действительно желания жить.

 

Я всё же выкупила билет и пошла на спектакль. Я боялась опять сталкиваться с этими тяжёлыми переживаниями, но что-то внутри мне подсказывало, что должна его увидеть.

По одной из линий своего Рода – я армянка. Так сложилось, что я практически ничего не знаю об этой своей семье. Только несколько фактов – им пришлось пережить геноцид и бежать из своего родного города, мигрировать в другую страну. Во мне нет воспоминаний этой страшной истории и во мне нет даже воспоминаний рассказов об этом. Но я отчётливо понимаю, что эта история вшита в моей ДНК. Она есть во мне. И, когда я сталкиваюсь с этой книгой, спектаклем – я достаю из себя эту боль, эти тяжёлые эмоции, отпускаю их.  Доставая из себя всё это, внутри высвобождается место для света и любви. И в этот момент как никогда хочется дальше жить.

 

Впервые эта тема перестала быть для меня той, после которой хочется помолчать. Я никогда не выступала на утренних обсуждениях спектаклей с критиками и не писала в газету. Но мне оказалось важным сказать вслух, что мне дал этот спектакль. Не написать пост в соцсеть, не сказать тет-а-тет самой Наринэ «спасибо». Мне оказалось важным облечь эти чувства в слова, в звук и перед аудиторией людей. Говорить было тяжело. На тот момент я ещё не понимала откуда эта потребность. Почему - осознала чуть позже, когда Наринэ рассказывала, что узнала всю правду только лет в 30. До этого в семье об этом не разговаривали, в Армении об этом не разговаривали. А ведь и в моей семье об этом тоже не разговаривали. 

«Чтобы понять, куда ты идёшь, надо вспомнить, откуда ты пришёл».

 

Мне 31 год и последние лет 5 я собираю по крупицам историю своего Рода, знакомлюсь с собой. Вместе со мной мои родители стали узнавать и свою историю, потому что раньше об этом никто не говорил. И поэтому сегодня – важно говорить. Когда произносишь вслух, рассказываешь другому человеку – перестаёшь бояться этой истории, боль уходит.

 

Благодарю Наринэ Григорян и всю команду, работавшую над этим спектаклем за очищение и познание себя. Для меня это стало больше, чем просто спектакль.

 

«С неба на землю упали три яблока - одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказал, а третье тому, кто слушал и верил в добро».